“Не к старому, не к новому, а к нужному!”- сказал однажды В.Е.Татлин, определив тем самым девиз направления искусства 1920х — 30х годов в только что родившейся стране.
Появление городской послевоенной культуры стремилось усреднить человека и свести предметы его быта к простейшей функциональной форме. Этот процесс параллельно активно развивался и в Германии, где была учреждена Высшая школа строительства и конструирования Баухауз.
Высшая школа строительства и конструирования Баухауз в 2016 году.
Немецкая школа, а не Икеа, придумала промышленный дизайн для большинства окружающих нас вещей, оказав огромное влияние на предметный мир человека XX века. Авангард в России отвечал духу времени и стал делиться внутри на мелкие направления: абстракционизм, лучизм, супрематизм, футуризм. Если супрематизм говорил о преодолении прикладной функции искусства, изобретая “Белое на белом», чайные сервизы, из которых невозможно было пить, и архитектоны*, то конструктивизм желал обратного. Русскими амазонками авангарда изобреталась униформа для товарищей и товарок с геометрическими принтами, а архитектура конструктивистов пыталась вырваться за пределы плоскости чертежей, чтобы наштамповать жилища-коммуны для всех трудящихся.
Кухонный элемент из дома архитектора Моисея Гинзбурга. 1920-е и Проект минимальной жилой ячейки на одного человека.
Однако в России нам больше известно неосуществленных проектов конструктивизма, чем одобренных и все-таки созданных. Например, проект дворца советов Б.Иофана со стометровой статуей Ленина, венчающей ступенчатый архитектон, как символ победы социализма. Дворец должен был находиться на месте взорванного храма Христа спасителя, даже фундамент успели построить, но экономическое состояние страны не позволило проекту воплотиться. Позже фундамент использовали как огромный открытый бассейн, который на зиму заливали для катания на коньках.
Другой, не менее известный проект, Башня III интернационала В.Татлина. Здание-машина, внешне напоминающее детеныша зиккурата и Эйфелевой башни, с крутящимися составными частями внутри по задумке автора должна была соединить социальные классы воедино на одной оси. Внутри конструкции помещались бы кубы и пирамиды с исполнительными органами Интернационала и залами для съездов партии, а телевышка на вершине проецировала бы социалистические лозунги на облака… Неправда ли сказочно? Скорее утопично.
Модель башни Татлина, 1919 год.
Тем не менее сейчас мы имеем удовольствие любоваться все-таки сбывшимися мечтами русских конструктивистов:клуб профсоюзов имени С.М.Зуева по проекту архитектора И.А.Голосова, Дом Наркомфина М.Я.Гинзбурга, Дом культуры им.И.В.Русакова и Дом Мельникова К.С.Мельникова.
*Архитектоны — супрематическая архитектурная модель, внешне напоминающая современные небоскребы как воплощение идеи своего создателя.
Статью подготовила и написала: Арина Лифанова, искусствовед.
Спасибо тебе большое за неё :)